Дошкольный туризм как средство всестороннего развития личности ребёнка
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных задач, а оздоровительная деятельность дошкольного образовательного учреждения — это долгосрочная инвестиция государства в семью, которая вернется ему в виде здоровых и полноценных граждан. Результатом дошкольного образования, согласно ФГОС ДО, является воспитание свободного, инициативного, любознательного, самостоятельного, уверенного в своих силах человека с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего собственное мнение и умеющего отстаивать его. Для того, чтобы достигнуть этих целевых ориентиров ребёнок, прежде всего, должен быть здоровым – физически, психически и социально благополучным.
В нашем дошкольном учреждении активизируется поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей, которые могли бы не только повысить их физическую подготовленность, но и одновременно развивать умственные, познавательные способности. Одним из таких подходов является применение элементов туризма в работе с дошкольниками. Детский туризм является эффективным средством гармоничного развития дошкольников. Развитие детского туризма – это одно из перспективных направлений. Начальное овладение туристическими навыками в дошкольном возрасте позволяет привить детям культуру здорового образа жизни. Уникальность детского туризма состоит в том, что заниматься им можно в любое время года. Благодаря этим занятиям у детей дошкольного возраста снижается уровень простудных заболеваний, повышается уровень двигательной активности, а также позволяет решить ряд психологических проблем.
Занятия детским туризмом хорошо принимается родителями, воспитателями, доступен и понятен детям.
Как и любая деятельность в педагогике, так и работа с детьми по туризму имеет свою ценность. В физкультуре на первом месте мы всегда ставим оздоровительную задачу, следовательно, ценность занятий туризмом в оздоровлении ребёнка можно сформулировать так:
- дети занимаются на свежем воздухе в любую погоду, что способствует закаливанию организма и улучшает здоровье. Организм ребёнка закаляется в естественных условиях. В результате происходит совершенствование всех физических качеств – быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, силы, ориентировки в пространстве. Основных видов движений – ходьбы, бега, ползания, лазания, прыжков, метания, упражнений в равновесии.
Кроме этого, такие занятия имеют и образовательную, в туризме познавательную, ценность:
-знакомство с малой родиной, особенностями ландшафта, животного и растительного мира, у них формируются обобщённые представления о временах года, об изменениях в природе, о зависимости изменений живой природы от изменений в неживой природе. Расширяются знания детей о правилах поведения в природе, об её охране. Развивается мыслительная деятельность. Благодаря постоянному перемещению по местности, умению пользоваться картой и компасом, активному участию в играх и туристических состязаниях развивается пространственная ориентация каждого участника, умение действовать по предложенному плану, самостоятельно выполнять поставленную умственную задачу, правильно оценивать результат своей деятельности. Дети анализируют и делают выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.
Таким образом, туризм – одна из форм физического воспитания детей, которая обладает всеми необходимыми компонентами для сохранения и укрепления здоровья. Это – общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность.
|